Личности и студии

ТАКАХАТА ИСАО

Такахата Исао (Takahata Isao)

Такахата Исао (р. 1935) - более известен как друг и коллега Миядзаки Хаяо, но и сам интересный и талантливый режиссер анимации.

В 1959 году он начал работать в "Toei Douga". С самого начала Такахата стал режиссером. Первый их совместный с Миядзаки проект - полнометражный фильм "Похождения солнечного принца Гора"[Taiyo no Ouji Horus no Daibouken] (1968), главным художником которого был их учитель - Мори Ясудзи. В дальнейшем все свои работы Такахата делал в сотрудничестве с Миядзаки.

В 1970-е годы Такахата на студиях "Nippon Animation" и "TMS" сделал как режиссер такие сериалы, как "Люпен III"[Lupin III] (1971-1972) - режиссура совместно с Миядзаки, "Хейди - девочка Альп" [Alps no Shoujo Heidi] (1974), "3000 лиг в поисках матери" [Haha wo Tazunete Sanzen-Ri] (1976), "Рыжеволосая Энн" [Akage no Anne] (1979) - сериалы по мотивам классических европейских детских книг, а также короткометражное аниме "Большая панда и маленькая панда" [Pandakopanda] (1972) по идее и сценарию Миядзаки.

В 1981 году Такахата на аниме-студии "Oh Production" поставил полнометражное аниме "Виолончелист Госю" [Sero Hiki no Goushu] по мотивам книги известного японского писателя первой половины XX века Миядзавы Кэндзи. Этот фильм считается одной из лучших экранизаций книг Миядзавы.

В том же 1981 году Такахата создал полнометражный фильм "Пацанка Тиэ" [Jarinko Chie] по мотивам популярной комедийной манги Харуки Эцуми. В том же году Такахата стал главным режиссером ТВ-сериала по мотивам этой манги.

Когда компания "Tokuma Shoten" предложила Миядзаки экранизировать "Навсикаю из Долины Ветров", тот поставил условие, что Такахата должен быть продюсером фильма. Так Такахата стал частью команды, впоследствии создавшей "Studio Ghibli".

Как режиссер, Такахата снял вместе с Миядзаки еще четыре фильма - "Могила светлячков" [Hotaru no Haka] (1988), "Сочащиеся воспоминания" [Omohide Poro-poro] (1991), "Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко" [Heisei Tanuki Gassen Ponpoko] (1994).

Его последний фильм "Чирик-чирик, наши соседи - семья Ямада"[Houhokekyo Tonari no Yamada-kun] (1999) - пример совершенно необычного использования компьютерной графики в сочетании с "примитивным" стилем газетного комикса.

В настоящее время Такахата возглавляет "Studio Ghibli".

Как и Миядзаки, Такахата - представитель школы аниме-реализма, но его фильмы более лиричны и трагичны, чем фильмы Миядзаки. Такахата не так жизнерадостен, его фильмы отражают сложные противоречия жизни, и не всегда кончаются счастливо.

Ссылки

http://www.nausicaa.net/miyazaki/ - Самая большая в Интернете база информации о студии "Ghibli" и ее создателях

  KaWAIKENJI

Кавай Кэндзи (р. 23.04.1957, Токио) - один из известнейших аниме-композиторов.

Отец Кавая любил слушать дома классическую музыку и музыку из фильмов. Поэтому мальчик тоже начал интересоваться музыкой.

Во время обучения в Токийском университете (по специальности "инженер-ядерщик") Кавай неожиданно для себя выиграл студенческий музыкальный конкурс компании "Mazda". Бросив учебу всего за полгода до выпуска, он всецело отдался профессиональной игре на гитаре и сочинению музыки.

Первой работой Кавая на поприще аниме-музыки стал саундтрек ТВ-сериала "Несносные пришельцы" [Urusei Yatsura] (1981-1986), созданного по мотивам манги Такахаси Румико режиссером Осии Мамору и студией "Studio Pierrot".

Из прочих аниме-саундтреков Кавая следует указать:

OAV-сериалы: "Человек-демон" [Devilman] (1987-1990), "Вампирша Мию" [Kyuuketsuki Miyu] (1988-1989), "Мобильная полиция Патлейбор" [Kidou Keisatsu Patlabor] (1988-1989), "Демонический воин Луна Варга" [Majusenshi Luna Varga] (1991), "Священная легенда/Риг-Веда" [Seiden/RgVeda] (1991-1992), "О, богиня!"[Aa! Megami-sama!] (1993-1994).

OAV: "Лесрусалок" [Ningyo no Mori] (1991), "Разгон!" [Burn Up!] (1991), "Икзелион" [Iczelion] (1994), "ПринцессаМинерва" [Princess Minerva] (1995).

ТВ-сериалы: "ДоходныйдомИккоку"[Maison Ikkoku] (1986-1988), "Рамма 1/2" [Ranma 1/2] (1989, 1989-1992), "ЛенточкаХимэ" [Hime-chan no Ribbon] (1992-1993), "БезответственныйкапитанТайлор" [Musekinin Kanchou Tylor] (1993), "МеталлическийвоинМику" [Metal Fighter Miku] (1994), "Голубоесемя" [Blue Seed] (1994-1995), "Неистовыеохотники" [Bakuretsu Hunter] (1995-1996), "МалышАкаия" [Aka-chan to Boku] (1996-1997), "Гиперполиция" [Hyper Police] (1997), "Железнаясвязь" [Kurogane Communication] (1998-1999), "КорректорЮи" [Corrector Yui] (1999, 2000).

Помимо собственно OAV- и ТВ-сериалов, Кавай также писал музыку для "прилагающихся" к ним полнометражных фильмов.

Однако главным шедевром Кавая считается саундтрек полнометражного фильма "Призрак в "Доспехе" [Ghost in the Shell] (1995), созданного Осии, любимым режиссером Кавая. Гениальное сочетание эстетики киберпанка с напевами древних японских гимнов вряд ли оставило равнодушным хоть кого-нибудь из зрителей.

Помимо написания аниме-музыки, Кавай пишет песни и музыку для JPOP-исполнителей, приставочных игр и художественных фильмов. Из числа последних наибольшую известность за пределами Японии получил "Звонок"[Ring] (1998).

Из всех музыкальных инструментов Кавай лучше всего владеет гитарой и синтезатором.

Кавай - мастер всех музыкальных стилей. Тяготея к "легкой" музыке, он с удовольствием исполняет любые заказы режиссеров. Его поп-, рок-, экспериментальные композиции и песни уже много лет пользуются постоянной любовью как отаку, так и простых слушателей.

Ссылки

http://www.kenjikawai.com - Официальный сайт композитора

Masamune Shirow

Японское имя: Masamune Shirow
Русское имя: Масамунэ Сиро

Дата рождения: 23 ноября 1961 года
Место рождения: г. Кобе, префектура Хёго, Япония

Самые известные работы: Black Magic, Appleseed, Dominion, Ghost in the Shell

Творческая биография:

Сиро начинает проявлять интерес к рисованию уже в младшей школе. Он пытается рисовать водяными красками окружающие его пейзажи. В старших классах его тяга к рисованию немного стихает. Он начинает увлекаться спортом, в основном дзюдо. Тем не менее, его способности начинающего художника позволяет ему поступить в Институт Искусств в Осаке, где он и получает основные знания о приемах и методах художественной работы. Там же, во время учебы Сиро впервые начинает профессионально заниматься рисованием. Он создает свою первую мангу "Black Magic" ("Черная Магия"), которую печатают в 1983 в фанзине "Атлас". Эта работа привлекает внимание Харумити Аоки (Harumichi Aoki), президента известного издательства "Seishinsha" ("Сэйсинса"), который предлагает Сиро сотрудничество. Тот соглашается. Окончив институт, Сиро начинает сам преподавать рисование в школе, одновременно работая над своей новой мангой - "Appleseed" ("Семя яблока"), все четыре тома которой публикуются издательством "Seishinsha" в 1985-1989. В 1986 он начинает работу над мангой "Dominion" ("Доминион"). В том же самом году его предыдущая работа, "Appleseed", завоевывает "Galaxy Award" - премию за самую лучшую научно-фантастическую мангу. В 1988 студия "Proteus" ("Протей") переводит на английский язык "Appleseed". Эта манга тут же становится самой продаваемой в США. Вскоре вышедшие "Black Magic" и "Dominion" встречают не меньший успех. Так Сиро приобретает известность и популярность в странах Запада. После разработки концепции и дизайна персонажей для аниме "Black Magic M-66" ("Черная Магия М-66"), он начинает работу над новой мангой - "Ghost in the Shell" ("Призрак в Доспехе"), первый выпуск которой публикуется издательством "Koudansha" ("Коданса") в 1990. Примерно это же время он выпускает однотомную мангу "Senjutsu Choukoukaku Orion" ("Магия суперброни Орион") и, через некоторое время, несколько сборников рисунков под общим названием "Intron Depot" ("Склад интронов"). В 1993 Сиро начинает работать над проектом сериала "Neurohard" ("Нейрокруть") для издательского дома "Fujimi" ("Фудзими"). В начале 1995 на свет выходит "Dominion: Conflict #1" ("Доминион: первый конфликт"). Ноябрь 1995 года ознаменовался выходом манги "Ghost in the Shell 2" ("Призрак в Доспехе 2"), а также полнометражным аниме "Ghost in the Shell", которое приобрело всемирную известность и стало классикой жанра киберпанк.
Дата: Название: Тома: Издатель
1983 Black Magic 1 Atlas Magazine
1985-1989 Appleseed 4 Seishinsha
1986 Dominion Hansai Gundan 1 Seishinsha
1986 Black Magic M-66 Seishinsha
1990 Ghost in the Shell 1 Koudansha
1991 Senjutsu Chokokaku Orion 1 Seishinsha
1992 Exon Depot сингл Seishinsha
1993-1995 Neurohard Fujimi
1995 Dominion Conflict-shuu #1 1 Seishinsha
1997 Cyberdelics 1 Koudansha


Дополнительная информация:
Настоящее имя мангаки - Ота Масанори (Ota Masanori), а Масамуне Сиро - это рабочий псевдоним. Масамунэ Сиро очень ценит свою личную жизнь. Поэтому он очень не любит фотографироваться. Раздобыть его фотографии практически невозможно. Все, что мне удалось узнать, это то, что он, по-видимому, носит очки. Сам мангака изображает себя в виде маленького осьминога с перьевой ручкой, которого зовет Takochu (Такотю), что и означает "осьминожка". Масамуне Сиро - классик современного киберпанка. Его способности меха-дизайнера уже вошли в легенды. Он держит дома ручных пауков в качестве домашних животных, черпая в них вдохновение для своих работ по моделированию техники. Он очень любит читать и много свободного времени посвящает книгам.
Список аниме, сделанного по манге Сиро, или при его участии:
ћ Appleseed
ћ Black Magic M-66
ћ Bounty Dog
ћ Dominion: Tank Police
ћ Ghost in the Shell
ћ Gundress
ћ Landlock

Полезные ссылки:
http://www.asgard.gen.nz/anime/shirow/ - очень хороший сайт о Масамунэ Сиро, с большим количеством полезной информации

Масакадзу Кацура (Masakazu Katsura)

Дата рождения: 10 декабря 1962 года
Место рождения: префектура Фукуи, Япония
Самые известные работы: Video Girl Ai, DNA2, Shadow Lady, I''s (Aizu)

Творческая биография:
После неоднократных похвал со стороны друзей по поводу его рисунков, Масакадзу Кацура решил заняться мангой, хотя и не представлял, насколько же этот рынок действительно велик. Он просто хотел подзаработать немного денег и добиться известности. Его первая манга "Tsubasa" ("Крылья") занимает 3 место на конкурсе имени Тэдзуки Осаму. В следующем году его вторая работа "Transfer Student, Transform!" ("Tenkousei wa Hensosei") добирается уже до 2 места этого же конкурса, в котором Кацура принимал участие лишь потому, что хотел заработать деньги на музыкальный Hi-Fi стерео-центр.

Таким образом, Масакадзу Кацура начинает свою профессиональную карьеру сразу как мангака (большинство начинают помощниками либо ассистентами) и скоро выпускает несколько коротких историй. Несмотря на то, что его первая большая работа "Yume Senshi Wingman" ("Уингмэн - Воин Мечты") была далека от идеала, она не прошла незамеченной и послужила основой небольшого ТВ сериала с таким же названием. Это обстоятельство впервые привлекает внимание широкой публики к имени Кацуры.

После этого он был вынужден сделать небольшой перерыв в коммерческой деятельности по состоянию здоровья. Пребывание в больнице весьма положительно сказалось на его творчестве, так как у него появилось время заново осмыслить свои работы. Рисунки стали более живыми, а стиль рисования - более уверенным. Тем не менее, его последующие произведения, "Vander" и "Present from Lemon", не вызвали большого одобрения публики и быстро завершились.

В 1982 году Масакадзу Кацура выпускает два сборника коротких историй, среди которых была одна, называющаяся "Video Girl" ("Видео-девушка"). Именно эта идея приводит его к манге "Video Girl Ai" ("Ай - девушка с кассеты" / "Denei Shoujo Ai"), которую он и начинает печатать в популярном журнале "Shounen Jump" с 1990 года. Именно эта манга, насчитывающая 13 томов, наконец, приносит ему заслуженную известность и популярность. Чуть позже выходит продолжение - еще 2 тома манги, называющейся "Video Girl Len" ("Лен - девушка с кассеты" / "Denei Shoujo Len") и рассказывающие уже о другой видео девушке - Лен.

В 1992 году в сотрудничестве с режиссером Нисикубо Мадзухо (Nishikubo Mazuho) Масакадзу Кацура работает над экранизацией "Video Girl Ai". В том же году выходит шести серийный OVA, имеющий большой успех.

К этому времени его стиль рисования становится более четким и реалистичным. И после разработки дизайна персонажей для аниме "Iria: Zeiram" ("Ирия: Зейрам"), он решает попробовать более научно-фантастический подход и в своей манге. Так в 1994 году рождается "DNA2" ("ДНК2"). Название этой манги полностью звучит как: "Dokoka de Nakushita Aitsu no Aitsu" ("Другое я, которое он где-то потерял"). Симпатичные девочки и высокие технологии привлекают внимание публики, но не надолго. Работа над мангой прекращается после 5 тома. Эта манга также была экранизирована в виде 15 серийного аниме, которое стало самой полной видео-версией его работы.

Пытаясь внести свежую струю в свое творчество, в 1995 году Кацура переносит свое основное внимание на другой проект - пародию на Бэтмэна, называющуюся "Shadow Lady" ("Леди Тень"), работа над которой началась еще в 1992 году. К сожалению, она тоже не имела большого успеха и продержалась всего 3 тома.

В 1997 Масакадзу Кацура и студия "K2R" выпускают романтическую комедию "I''s" ("Их"). Эта манга пришлась публике по душе, работы над ней продолжались несколько лет. Всего вышло 15 томов.

Наконец, в начале 2001 года Масакадзу Кацура возвращается с новой короткой историей о вампире, обладающем лечащими способностями, которая называется "Dr. Chambelee" ("Доктор Тамбэлээ").

Интересная информация:

Масакадзу Кацура - большой поклонник Бэтмэна, и это сильно заметно по его работам. Например, когда Йота ("Video Girl Ai") идет в кино, он смотрит Бэтмэна; костюмы персонажей из "DNA2", "Shadow Lady" и "Zetman" созданы под влиянием облачения Бэтмэна; Ицуки (I"s) принимает участие в работе над новым фильмом о Бэтмэне и т.д. Более того, Кацура даже вовлечен в некого рода соревнование с Киа Асамия (Kia Asamiya) - это другой мангака, кто из них соберет самые ценные и редкие сувениры, относящиеся к Бэтмэну.

Также он большой поклонник певицы Норико Сакаи (Noriko Sakai). Они работали вместе во время записи саундтрека к аниме "Video Girl Ai". Кстати говоря, Кацура сам исполнил три песни оттуда. Это "Tomorrow Is Tomorrow", "Puddle of the Heart" и "Unseen Dream".

Ему нравится крутая спортивная обувь. Кацура владеет большой коллекцией дорогих кроссовок, которые он любит использовать в качестве натуры для рисования. Обратите внимание, большинство персонажей его манги ходят отнюдь не в простых туфлях. Название студия "K2R" - это на самом деле сокращение имени Кацуры. (K=Ka, 2=tsu, R=ra).

Ссылки:
http://www.mangaproject.ru/ - а вот здесь можно найти перевод манги I"s и несколько очень интересных интервью с мангакой.

ХАЯО МИЯДЗАКИ (Miyazaki Hayao)

Миядзаки Хаяо (р. 5.01.1941, Токио) - один из крупнейших режиссеров в истории аниме.

В годы войны отец Миядзаки владел небольшой фирмой, в которой изготавливались элементы хвостового оперения знаменитых истребителей серии A6M (американское название - "Zero") корпорации "Мицубиси". Поэтому с детства мальчик бредил авиацией и обожал все летающее.

Увиденный Миядзаки в 1958 году первый японский полнометражный аниме-фильм "Легенда о Белой Змее" [Hakujaden] перевернул всю его жизнь. Молодой человек, и до этого проявлявший склонность к рисованию, загорелся анимацией. В 1963 году Миядзаки начал работать аниматором в "Toei Douga". Первым фильмом, в котором он работал фазовщиком, был полнометражный фильм "Верные слуги-псы" [Wan Wan Chuushingura] (1963), "животная" экранизация классического сюжета о 47 самураях, отомстивших за своего хозяина. Режиссером этого фильма был Сиракава Дайсаку.

Однако по-настоящему свой талант Миядзаки удалось проявить в фильме "Космические путешествия Гулливера" [Gulliver no Uchuu Ryokou] (1965), режиссером которого был Курода Масэо. Миядзаки предложил несколько изменений в сценарий фильма и возглавил работу по анимированию измененных им сцен. Талантливого аниматора заметило начальство и начало поручать ему все более ответственные задания. Огромный вклад в обучение и продвижение по службе молодого аниматора внес видный аниматор и художник Мори Ясудзи, ставший учителем для целого поколения молодежи "Toei Douga".

Во время работы в "Toei Douga" Миядзаки познакомился и подружился с Такахатой Исао. Вместе они создали и возглавили (Миядзаки был председателем, а Такахата - вице-председателем) профсоюз молодых аниматоров студии "Toei Douga" и добивались повышения зарплаты и различных социальных льгот. В те времена Миядзаки разделял многие марксистские идеи, хотя и никогда не был коммунистом.

Политическая и профсоюзная борьба принесла Миядзаки и Такахате множество проблем. Так, их первый совместный полнометражный фильм "Похождения солнечного принца Гора" [Taiyo no Ouji Horus no Daibouken] (1968), режиссером которого был Такахата, главным раскадровщиком - Миядзаки, а ведущим художником - Мори, был снят с проката руководством "Toei Douga" через десять дней после выхода на экраны. После этого начальство обвинило Такахату в "коммерческом провале фильма", понизило его в должности и создало обоим друзьям и их коллегам совершенно невыносимые условия работы.

Тем не менее, Миядзаки продолжал работать. Так, он принял участие (в качестве раскадровщика) в создании полнометражных фильмов "Кот в сапогах" [Nagagutsu wo Haita Neko] (1969) режиссера Ябуки Кимио и "Корабль-призрак" [Sora Tobu Yureisen] (1969) и "Животные на Острове Сокровищ" [Doubutsu Takarajima] (1971) режиссера Икэды Хироси. В 1969 году Миядзаки под псевдонимом Акицу Сабуро опубликовал в газете "Shounen Shoujo Shinbun" свою первую мангу "Люди пустыни" [Sabaku no Tami]. Однако в те годы его опыты с мангой продолжения не получили.

В 1971 году Миядзаки и Такахата, а также их коллега Отабэ Ёити создали собственную студию, которая получила название "A Pro". Их мечтой была экранизация классической книги Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок", однако этот проект провалился, так как обладатели прав на книгу не дали согласия на аниме-экранизацию.

В конце концов неудавшиеся "бизнесмены" перешли на работу на студию "TMS", где начали работать над ТВ-сериалом "Люпен III" [Lupin III] (1971-1972), и во время работы над этим сериалом они познакомились со своим будущим другом и коллегой Кондо Ёсифуми.

В 1972 году Миядзаки написал сценарий для короткометражного фильма "Большая панда и маленькая панда" [Pandakopanda], режиссером которого стал Такахата. Этот небольшой, но весьма популярный фильм вышел на волне "панда-бума" в Японии начала 1970-х. Связан этот бум был с появлением в токийском зоопарке двух панд, специально привезенных из Китая.

В 1973 году Миядзаки и Такахата перешли на работу на студию "Zuiyo Enterprise", которая позднее была переименована в "Nippon Animation". Здесь они приняли участие в создании нескольких ТВ-сериалов - экранизаций американской и европейской детской классики. Их первой значительной работой на новом месте стал ТВ-сериал "Хейди - девочка Альп" [Alps no Shoujo Heidi] (1974). В 1978 году Миядзаки наконец-то представился случай проявить себя на "Nippon Animation" в качестве самостоятельного режиссера. Он написал сценарий и поставил свой первый ТВ-сериал "Конан - мальчик из будущего" [Mirai Shonen Conan] (1978), созданный по мотивам книги Александра Кэя "Невероятный прилив" [The Incredible Tide]. Сюжет он полностью переработал.

В 1979 году Миядзаки вернулся на студию "TMS", чтобы поставить свой первый самостоятельный полнометражный фильм "Люпен III: Замок Калиостро" [Lupin III: Cagliostro no Shiro], многие годы называвшийся лучшим аниме в истории Японии.

После всех этих свершений Миядзаки вернулся к своей мечте о карьере мангаки. В 1982 году журнал "Animage" начал публикацию манги Миядзаки "Навсикая из Долины Ветров" [Kaze no Tani no Nausicaa] (1982-1994). Владелец "Animage", компания "Tokuma Shoten", предложила Миядзаки экранизировать "Навсикаю". Согласившись на это предложение, Миядзаки привлек Такахату в качестве продюсера и нанял студию "Topcraft", ранее работавшую как субподрядчик американской студии "Rankin-Bass". В 1984 году фильм вышел на экраны и стал сенсацией в мире аниме. Успех вдохновил Миядзаки, и в 1985 году для создания своего следующего фильма они с Такахатой основали студию "Studio Ghibli" (см. Мир Аниме #17).

...В 1997 году, после выхода очередного шедевра "Принцесса Мононоке" [Mononoke Hime] Миядзаки объявил о своем уходе из коммерческой анимации и студии "Studio Ghibli". Он заявил, что собирается заняться экспериментальными некоммерческими анимационными проектами.

Однако коммерческая анимация оказалась слишком сильным "наркотиком", чтобы от нее можно было так просто отказаться. В 2001 году Миядзаки выпустил новый полнометражный фильм "Сэн и Тихиро, унесенные духами" [Sen to Chihiro no Kamikakushi]. Сейчас режиссер снова заявляет, что намерен окончательно оставить масштабное аниме-производство. Однако ему уже мало кто верит. ^_^

Параллельно работе на студии "Studio Ghibli" Миядзаки продолжал публиковаться как мангака. Так, его манга "Эпоха гидропланов" [Hikoutei Jidai] (1990) послужила основой сценария "Порко Россо".

Миядзаки - художник поколения "шестидесятников", при этом и режиссер семейных фильмов. Поэтому в его творчестве важнейшую роль играют гуманистические и общечеловеческие идеи, в том числе и концепция экологии. При этом Миядзаки умеет не опошлить эти идеи, не свести их к констатации очевидностей, а аниме - к их пересказу. Графику фильмов Миядзаки отличает большая точность, выверенность и реалистичность, особое внимание уделяется проработке пейзажей и ландшафтов.

Ссылки

http://miyazaki.da.ru - Русская страничка о Миядзаки



Студия "Gainax"

Слово "gaina" на одном из диалектов японского значит "огромный". Соответственно, название этой студии переводится как "Огромный Икс". Студия "Gainax" была основана 25 декабря 1984 года группой аниматоров-отаку во главе с Ямагой Хироюки, Окадой Тосио, Анно Хидэаки и Садамото Ёсиюки для создания их первого полнометражного фильма "Королевские космические силы - Крылья Хоннеамисэ" [Ouritsu Uchuugun - Honneamise no Tsubasa] (1987) при поддержке компании "Bandai".

Президентом студии стал Ямага Хироюки (режиссер "Крыльев"), ведущим режиссером - Анно, а Садамото занял пост ведущего дизайнера. Окада Тосио (известный как "Otaking") вскоре ушел из аниме-бизнеса и стал профессиональным исследователем истории аниме и манги. Ныне он преподаватель университета. После "Крыльев" "Gainax" выпустила два сериала режиссера Анно Хидэаки - OAV-сериал "Стремись к вершине! Ганбастер" [Top o Nerae! Gunbuster] (1988-1990) и ТВ-сериал "Надя с загадочного моря" [Fushigi no Umi no Nadia] (1990-1991). Свои первые шаги в бизнесе они описали в OAV "Фильм об отаку 1982" [Otaku no Video 1982] (1991) и "Снова фильм об отаку 1985" [Zoku Otaku no Video 1985] (1991), в пародийной форме рассказывающих не только об истории студии "Gainax", но и об истории самого движения отаку. Режиссером этих OAV был Мори Такэси, а дизайнером персонажей - Сонода Кэнъити.

В 1989 году Акай Таками, один из основателей "Gainax", выпустил первую компьютерную игру студии, "Кибершкола" [Dennou Gakuen], а в 1991 в продаже появилась их первая игра-бестселлер - "Делатель принцесс" [Princess Maker]. В 1993 вышел их второй шедевр, "Делатель принцесс 2" [Princess Maker 2], сделав тем самым всемирно известным компьютерное подразделение "Gainax". В 1992 году была открыта Gainax-BBS, и началось активное участие компании в разнообразных сетевых проектах. К этому времени "Gainax" уже стала крупной фирмой на рынке создания компьютерной графики и дизайнов оформления продукции. Также "Gainax" известна организацией многочисленных мероприятий и конов для отаку, в том числе и для фэнов собственно продукции "Gainax". Тогда же, в 1992 году, из студии "Gainax" ушла целая группа молодых аниматоров, во главе которых стоял Мурахама Сёдзи. Чуть позже они создали собственную студию компьютерной анимации "Gonzo Denki". После перерыва на освоение компьютерного рынка в 1995 году "Gainax" вернулся на аниме-рынок с ТВ-сериалом Анно Хидэаки "Евангелион нового поколения" [Shinseiki Evangelion] (1995-1996), который был выпущен при содействии студии "Production I.G". За собственно сериалом последовало несколько его полнометражных продолжений.

Необходимость совместного производства диктовалось организационной структурой "Gainax", утратившей к тому времени собственную производственную базу для создания анимации (в первую очередь - команду технических работников: заливщиков, художников по фонам и т.д.). В 1998 году начал выходить новый ТВ-сериал "Gainax" и Анно - школьная мыльная опера "С его стороны - с ее стороны" [Kareshi Kanojo no Jijou] (1998-1999), выпущенная совместно со студией "J.C. Staff". Это было первое сёдзё-аниме в истории "Gainax". Первым дзё-аниме (аниме для молодых женщин) в истории "Gainax" стала ТВ-программа Анно Хидэаки, студии "Gainax" и студии "Group TAC" "Час глупостей любви" [Ai no Awa Awa Hour] (1999), состоящая из трех самостоятельных ТВ-сериалов: "Домоправительница Эбитю" [Oruchuban Ebichu], "Коумэ идет!" [Koume-chan ga Iku!], "Маленькие женщины близ Вакакусаямы" [Ai no Wakakusayama Monogatari]. Серии первого сериала продолжались по 7 минут, второго и третьего - по 3 с половиной минуты. В 2000 году "Gainax" совместно с "Production I.G" начала выпуск экспериментального OAV-сериала "Фури-кури" [FLCL] (2000-2001) - первой самостоятельной работы молодого режиссера по имени Цурумаки Кадзуя. Это был первый в истории аниме OAV-сериал, изначально выпущенный на DVD с английскими субтитрами (начиная со второй серии). Так "Gainax" стала первой аниме-студией, пошедшей навстречу не только японским, но и зарубежным отаку. Студия "Gainax" - показательный прецедент превращения тусовки отаку сначала в команду аниматоров-любителей, а затем - в профессиональную студию. Отаку-прошлое, склонность к экспериментам и коммерческая жилка сделали руководство "Gainax" мастерами как в изобретении способов удовлетворения желаний поклонников аниме, так и в "выкачивании" из них денег. Впрочем, трудно за это на них обижаться - таковы жесткие законы медиа-бизнеса.

http://www.gainax.co.jp/ - Официальный сайт "Gainax"



Группа "CLAMP"

"CLAMP" - это группа создателей манги, состоящая из четырех девушек:

Окава Нанасэ (р. 2.05.1967) - автор сценариев и координатор группы Мокона Апапа (р. 16.06.1968) - главный художник Нэкой Мик (р. 21.01.1969) - художник Игараси Сацуки (р. 8.02.1969) - художник и повар

Начинали "CLAMP" как любители, их первые манги были додзинси, и в группе было не четверо, а семь человек. В 1990 году с началом публикации в журнале "Wings" их манги "Священная легенда/Риг-Веда" [Seiden/RigVeda] (1990-1996) они перешли в профессиональную индустрию и практически сразу вошли в число самых популярных создателей сёдзё-манги. Их творчество можно условно разделить на две части. Первая из них - это самостоятельные произведения, такие, как "Желание" [Wish] (1995-1997), "Сакура - собирательница карт" [Card Captor Sakura] (1996), "Клевер" [Clover] (1997-2000), "Любить - так любить" [Suki Dakara Suki] (1999) и некоторые другие.

Вторая условно называется "Сюжетная линия "X"", и сюда входит большинство созданных группой "CLAMP" произведений, действие которых происходит в одной и той же вселенной, со множеством пересекающихся персонажей и сюжетных линий. К линии "X" относятся манга-сериалы "Услуга для 20 Масок" [20 Menshou ni Onegai!] (1990), "Особая школьная охрана "Дуклён"" [Gakuen Tokukei Duklyon] (1992), "Токио-Вавилон" [Tokyo Babylon] (1991-1994), "Детективы академии КЛАМП" [CLAMP Gakuen Tanteidan] (1992), "Миюки в Стране Чудес" [Fushigi no Kuni no Miyuki-chan] (1993), "Волшебный рыцарь Рэйэрт" [Mahou Kishi Rayearth] (1994-1996) и, собственно, сам "Икс" [X] (1992).

Большая часть вышеназванной манги была экранизирована в аниме. Отдельно стоит отметить музыкальные клипы "X2" (1993), "Желание" [Wish] (1995), "КЛАМП в Стране Чудес" [CLAMP in Wonderland] (1996) и "Клевер" [Clover] (1999).

Творчество "CLAMP" уже стало классикой манги. Его основа - соединение обаяния стиля сёдзё-манги с интенсивностью повествования сёнэн-манги. Их герои - это необычные люди, да и не только люди, но с обычными человеческими проблемами и страстями. Немалое внимание, особенно в новейших работах, "CLAMP" уделяет изображению юношеской любви и глобальных проблем морально-этического плана. В большинстве их произведений (особенно в сюжетной линии "X") просматривается непоколебимый фатализм.

Художницы из "CLAMP" - очень занятые люди. Параллельно они ведут множество работ, включая публикацию манги, написание сценариев для экранизаций, выпуск собраний иллюстраций и многое другое. В минуты отдыха они любят играть в компьютерные игры - группе "CLAMP" принадлежит одна из самых больших в Японии коллекций эротических игр... ^__^

http://www.clamp-net.com - Официальная страничка "CLAMP"



Студия "Studio Ghibli"

Словом "ghibli" (в японском произносится "дзибли", правильное русское произношение - "гибли") в Ливии обозначают обжигающе-горячий ветер, дующий летом из пустыни Сахара. Во времена Второй мировой войны так назывался самолет итальянской компании "Caproni aeronautica Bergamasca" модели Ca.309 "Ghibli", предназначенный для войны в Африке.

Именно поэтому Миядзаки Хаяо, большой любитель авиации и Средиземноморья, а также поклонник творчества французского писателя и пилота Антуана де Сент-Экзюпери, использовал слово "ghibli" для названия своей студии.

"Studio Ghibli" была основана Миядзаки и Такахатой Исао в 1985 году как дочерняя компания фирмы "Tokuma Publishing, Co., Ltd" для производства фильма "Небесный замок Лапута" [Tenkuu no Shiro Laputa] (1986). Основной костяк студии составили сотрудники студии "Topcraft", ранее работавшей как субподрядчик американской студии "Rankin-Bass", а потом нанятой Миядзаки и Такахатой для создания фильма "Навсикая из Долины Ветров" [Kaze no Tani no Nausicaa] (1984). Президент "Topcraft", Хара Тору, до 1991 года был президентом "Studio Ghibli".

В отличие от других аниме-студий, в основном занимающихся производством ТВ-сериалов и OAV, эта студия создавалась только для производства высококачественных полнометражных аниме-фильмов, что в условиях острой конкуренции на рынке Японии очень рискованно - если проект провалится, то фирма сразу обанкротится. Но Миядзаки и Такахате сопутствовал успех - все их фильмы окупили себя, а большая их часть стала блокбастерами.

Миядзаки создал на "Studio Ghibli" следующие фильмы (кроме упомянутой выше "Лапуты"): "Наш сосед Тоторо" [Tonari no Totoro] (1988), "Ведьмина служба доставки" [Majo no Takkyubin] (1989), "Порко Россо" [Kurenai no Buta] (1992), "Принцесса Мононоке" [Mononoke Hime] (1997), "Сэн и Тихиро, унесенные духами" [Sen to Chihiro no Kamikakushi] (2001), а также видеоклип на песню J-POP группы "Chage&Aska" "На старт!" [On Your Mark] (1995).

Такахата создал на "Studio Ghibli" следующие фильмы: "Могила светлячков" [Hotaru no Haka] (1988), "Сочащиеся воспоминания" [Omohide Poro-poro] (1991), "Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко" [Heisei Tanuki Gassen Ponpoko] (1994), "Чирик-чирик, наши соседи - семья Ямада" [Houhokekyo Tonari no Yamada-kun] (1999).

...В результате "Studio Ghibli" осталась студией двух режиссеров и их блестящей команды. Чтобы исправить это положение, Миядзаки и Такахата в апреле 1995 года открыли "East Koganei Village School of Animation" для воспитания своей смены. Директором школы стал Такахата.

В 1997 году Миядзаки объявил, что он уже слишком стар для того, чтобы самому снимать коммерческие аниме-фильмы. Да и нужно "освобождать дорогу молодым". Поэтому он основал студию "Senior Ghibli" для создания некоммерческой и экспериментальной анимации, а саму "Studio Ghibli" оставил на Такахату, который собирается, в частности, активнее внедрять в анимацию новейшие компьютерные технологии. Тем не менее, пока что Миядзаки, уйдя с руководящих постов, никак не бросит создание коммерческой анимации...

Кстати, "Ghibli" была одной из первых японских фирм, начавших активно использовать в анимации компьютеры =))

Ссылки http://www.ntv.co.jp/ghibli/ - Официальный сайт "Studio Ghibli"



Студия "Production I.G"

Студия "Production I.G" - одна из известнейших японских аниме-студий. Она была основана 15 декабря 1987 года Исикавой Мицухисой и Гото Такаюки. I и G - первые буквы их фамилий. Обратите внимание, что в названии студии всего одна точка.

До 1994 года студия называлась "IG Tatsunoko". Позже она была преобразована в синдикат, в который входят студии "Production I.G, Inc." (полнометражные фильмы, OAV и компютерные игры; президент - Исикава Мицухиса), "Xebec, Inc." (ТВ-сериалы и OAV; президент - Симодзи Юкинао), "Bee Train, Inc." (ТВ-сериалы и OAV; президент - Масимо Коити) и "Production I.G, LLC (USA)" (американский филиал студии; президент - Исикава Мицухиса).

Ранее в синдикат также входили "Ogura Studio" и "ING (Interactive Neo Gaming)". Ныне они слиты со студией "Production I.G". Головной компанией синдиката является фирма "ING Corporation", созданная в 1990 году, владеющая всеми этими фирмами и отвечающая за инвестиции синдиката. Ее президент - Исикава Мицухиса.

Творчество студий "Production I.G" и "Xebec" - это аниме для подростков и старших подростков. В каком-то смысле, как и творчество студии "Gainax", это "аниме, сделанное отаку для отаку" =)

В этом смысле знаковым является сотрудничество Осии Мамору и "ING". Здесь он снял такие аниме, как OAV-сериал "Мобильная полиция Патлейбор" [Kidou Keisatsu Patlabor] (1988-1989) и два полнометражных фильма по этому сериалу (1989 и 1993 соответственно), а также полнометражный фильм "Призрак в "Доспехе" [Ghost in the Shell] (1995). Ученик Осии, Окира Хироюки, создал на студии "Production I.G" полнометражный фильм "Волчья стая" [Jinrou] (1999) по сценарию учителя.

В 2000 году на студии вышел полнометражный фильм режиссера Китакубо Хироюки "Кровь: Последний вампир" [Blood: The Last Vampire], созданный на основе повести Осии.

Совместно со студией "Gainax" "Production I.G" создала блестящие ТВ-сериал "Евангелион нового поколения" [Shinseiki Evangelion] (1995-1996) и OAV-сериал "Фури-кури" [FLCL] (2000-2001).

Среди других шедевров "Production I.G" стоит назвать OAV-сериалы "Каждый день - воскресенье" [Mainichi ga Nichiyobu] (1990-1992), "Ай - девyшка с кассеты" [Denei Shoujo Ai] (1991-1992), "Полудракон" [Dragon Half] (1993), "Пожалуйста, спасите мою Землю!" [Boku no Chikyuu o Mamotte] (1993-1994), а также полнометражные фильмы "Ветреный континент" [Kaze no Tairiku] (1992) и "Кибер-команда Акихабары" [Akihabara Denno Gumi] (1999).

В 2001 году начал выходить ТВ-сериал "Рэппер Параппа" [Parappa Rapper] (2001-), совместная работа студий "J.C. Staff" и "Production I.G", экранизация популярнейшей игры для приставки "Sony Playstation".

Студия "Xebec" создала, в частности, следующие ТВ-сериалы: "Голубое семя" [Blue Seed] (1994-1995), "Крутые охотники" [Bakuretsu Hunter] (1995-1996), "Крейсер Надэсико" [Kidou Senkan Nadesico] (1996-1997), "Братья-гонщики Летс и Гоу" [Bakusou Kyoudai Lets & Go] (1996-1997), "Гениальные паровые детективы" [Kaiketsu Jouki Tanteidan] (1998-1999), "Похождения космического пирата Мито" [Uchuu Kaizoku Mito no Daibouken] (1999), "Зоиды - стальные звери нового века" [Kijuu Shinseiki Zoids] (1999-2000), "Дай Гард - компания по спасению Земли" [Chikyuu Boueitai Kigyou Dai Guard] (1999-2000), "Курсанты для Богинь" [Megami Kouhosei] (2000), "Любовь и Хина" [Love Hina] (2000), "Сказания Этернии" [Tales of Eternia] (2001).

Созданная всего лишь в 1997 году, студия "Bee Train" уже успела "отметиться" несколькими экранизациями приставочных игр - ТВ-сериалами "Повесть о Пополокруа" [Popolocrois Monogatari] (1998-1999), "Медарот" [Medarot] (1999-2000) и "Дикое оружие ТВ" [Wild Arms TV] (1999-2000), а также более серьезным ТВ-сериалом "Нуар" [Noir] (2001).

Одна из первых в Японии "ING" начала использовать компьютерную графику, как трехмерную, так и двумерную, удешевляя производство и расширяя диапазон возможных графических решений.

В настоящее время синдикат производит ТВ-сериалы, OAV-сериалы полнометражные фильмы, а также компьютерные и приставочные игры для зрителей и игроков всех возрастов.

http://www.production-ig.co.jp - Официальная страничка студии.



Осии Мамору (Oshii Mamoru)

Осии Мамору (р. 8.08.1951, Токио) - один из самых талантливых современных аниме-режиссеров.

Начав как кинорежиссер и сняв несколько короткометражных фильмов, в 1977 году Осии ушел в анимацию и начал работать на студии "Tatsunoko Production". Его режиссерским дебютом стал документально-образовательный анимационный фильм "Слеза в глазу дракона" [Ryu no Me no Namida] (1979). В том же 1979 году Осии перешел работать на только что созданную "Studio Pierrot". Его первой работой на новом месте стала режиссура ТВ-сериала "Чудесное путешествие Нильса" [Nils no Fushigi na Tabi] (1979-1980), созданного по мотивам сказки Сельмы Лагерлёф. Прославился Осии как режиссер ТВ-экранизации манги Такахаси Румико "Несносные пришельцы" [Urusei Yatsura] (1981-1986). Он же делал и некоторые полнометражные аниме-фильмы по мотивам этой манги. В 1983 году он сделал на "Studio Pierrot" первый в истории Японии OAV-сериал "Даллас: Приказ уничтожить Даллас" [Dallas: Dallos Haikai Shirei]. В 1984 году Осии покинул "Studio Pierrot" и вместе с Амано Ёситакой на студии "Studio Deen" сделал странный, но очень красивый и ставший культовым OAV "Яйцо ангела" [Tenshi no Tamago].

В 1988 году Осии вместе с мангакой Юки Масами, дизайнером персонажей Такадой Акэми, меха-дизайнером Идзубути Ютакой и сценаристом Ито Кадзунори создал группу "Headgear" для разработки и создания манга- и аниме-сериала "Мобильная полиция Патлейбор" [Kidou Keisatsu Patlabor]. В том же году он стал режиссером OAV-сериала "Мобильная полиция Патлейбор" [Kidou Keisatsu Patlabor] (1988-1989) и снял по этому сериалу два полнометражных аниме (1989 и 1993 соответственно). В 1989 году начал выходить одноименный ТВ-сериал (1989-1990).

OAV-сериал и первый фильм создавались совместно "Production I.G" и "Studio Deen", ТВ-сериал - студией "Sunrise", второй фильм - "Production I.G". Именно в нем впервые появился супер-реалистичный стиль анимации (в дальнейшем использованный в "Призраке в Доспехе"). В 1995 году он стал известен во всем мире с выходом на экраны Японии, Великобритании и США экранизации манги Сиро Масамунэ "Призрак в "Доспехе" [Ghost in the Shell] на студии "Production I.G".

Помимо этого, Осии снял несколько фильмов с "живыми актерами", писал сценарии и романы. В 1999 году он стал автором сценария полнометражного фантастического аниме "Волчья стая" [Jinrou], которое снял на студии "Production I.G" его ученик - молодой режиссер Окиура Хироюки. Написан сценарий был по мотивам манги Осии и Фудзивары Камуи "Легенда о псе-волке" [Kenrou Densetsu] (1988), рассказывающей альтернативную историю послевоенной Японии. В 2000 году по мотивам одной из повестей Осии Китакубо Хироюки создал на студии "Production I.G" полнометражный фильм "Кровь: Последний вампир" [Blood: The Last Vampire].

В 2001 году на экраны Японии вышел полнометражный художественный киберпанк Осии "Авалон" [Avalon]. Снимался он, кстати, в Польше, и играли в нем польские актеры. Главную роль получила молодая актриса Малгожата Форемняк. Польша была выбрана по меркантильным соображениям - за небольшие деньги польская армия согласилась предоставить для съемок солдат и боевую технику (танки Т-72). Кроме того, Осии - поклонник творчества великого польского режиссера Анджея Вайды.

Осии - близкий друг Хаяо Миядзаки, у них часто намечались совместные проекты, но ни один из них, к сожалению, не был доведен до конца.

Как режиссер, Осии - "семидесятник". Он более циничен, чем Миядзаки, и тоже привержен принципам анимационного реализма, особенно проявившимся в "Призраке в Доспехе". В фильме самым тщательным образом проработаны мельчайшие графические подробности, использовалось огромное количество реальных кино и фотосъемок местностей и предметов. Этим достигнуто доселе невиданное в аниме техническое совершенство, единодушно отмечаемое и критиками, и зрителями.

Хостинг от uCoz