ИМПЕРАТОР И ИМПЕРАТОРСКАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ

Конспект лекции доктора исторических наук А.Н. Мещерякова, прочитанной на заседании Японского клуба "Кагэ". Москва, 08 ноября 2003 г.

***

Многим из вас известно, что японская правящая династия не знает перерывов приблизительно с VI века. Случай этот сам по себе уникален для мировой истории. Почему же так случилось? По многим причинам. Одна из них заключается в том, что до так называемого периода обновления, начавшегося с 1868 года (период Мэйдзи), не был жестко определен порядок престолонаследия. То есть престол мог переходить практически к любому родственнику, принадлежавшему к этому императорскому роду. Таким образом, достаточно легко и эффективно решалась проблема бесплодия, которая оказывала решающее влияние на положение многих здравствующих домов. По крайней мере так бывало очень часто. Так случилось, например, в России (у Федора Иоанновича не было потомства, что привело к кризису сначала династического порядка, а затем - к кризису внутри страны).

Поскольку круг потенциальных брачных партнеров в семье императора (в Японии его называют тэнно) был все-таки достаточно ограничен, с проблемой бесплодия боролись и другим способом: для аристократических кругов было принято многоженство. Еще император Мэйдзи (вступил на престол в 1868 году) имел маленький гарем. Начиная со следующего императора Тэйсё эта практика была упразднена. Ныне же престол переходит только к прямым потомкам по мужской линии. Однако сейчас возникла проблема. Прямого престолонаследника нет, и уже раздаются голоса о том, что положение о наследовании нужно пересмотреть. Если его пересмотрят, то это будет вполне в традиционном духе, потому что, во-первых, традиционно любой член правящего дома мог взойти на престол и, во-вторых, в древности зафиксированы случаи, когда это делала и женщина тоже.

Очень удобно смотреть, что собой представляет то или иное явление (институт, должность) - в сравнении. И в этом смысле Россия - достаточно благодатный объект для сравнения, поскольку у нас очень многое происходит наоборот по отношению к устройству внутри страны в Японии. Для русского царя главной всегда была функция военного вождя. Это связано и с наследием викингов, и с географическим положением России. Японский же император никогда не обладал функцией военного вождя. Он не был ответственен за военные дела. Это связано с тем, что он считался первым жрецом японской религии синто и, также как и в России, - с географическим положением. Япония практически не знала вторжения иноземцев, за малыми исключениями: одно из этих исключений - две попытки вторжения монголов в XIII веке, другое - уже в XIX веке, когда под прямым военным давлением западных держав, включая Россию, Япония была вынуждена подписать соглашения, которые ущемляли ее суверенитет. Таким образом, императору просто незачем было брать на себя функцию военного вождя. В то же самое время роль тэнно была достаточно велика в религиозных делах.

При восхождении на престол императора России (в допетровские времена), митрополит московский, а позднее - патриарх всея Руси должен был совершить помазание. Никакой тайны из этой церемонии никогда не делалось. В Японии же основная церемония восхождения на престол совершается самим будущим императором в одиночестве и ночью. Происходит это в небольшом павильоне, где совершается некий обряд, содержание которого нам, в общем, неизвестно: Известно его назначение. Когда будущий император ночью находится в этом закрытом помещении, осуществляется контакт между ним и синтоистскими божествами. Когда происходила церемония посвящения последнего на сегодняшний день императора Акихито, представители средств массовой информации и простая публика очень надеялись, что будет приоткрыто довольно много, что люди смогут увидеть, как проводятся многие ритуалы. Но этого не произошло. По-прежнему многое скрыто от посторонних глаз.

Японский император имеет право восхождения на престол, поскольку является прямым потомком не просто предыдущего правителя, но богини Аматэрасу. Родство по крови - единственное условие. Что касается России, то здесь играет роль не только факт родства с предыдущим правителем, но такое туманное понятие, как богоизбранность, которое можно толковать, как вы понимаете, совершенно по-разному.

Для японской системы правления на всем ее протяжении, включая сегодняшний день, характерна двойная структура. Есть религиозно-духовный центр, которым является император, и распорядительный центр. На месте этого распорядительного центра, если мы посмотрим на историю в ретроспективе, могут выступать разные люди и институты. В древности - это представители некоторых аристократических родов. Вначале это был род Сога, затем - род Фудзивара. Потом это были сёгуны, военные правители. Они обладали огромными распорядительными полномочиями, намного большими, чем полномочия самого тэнно, но, тем не менее, без указа тэнно они должность сёгуна получить не могли. Потом это место занимает правительство и парламент, что мы наблюдаем до сегодняшнего дня. Согласно японской конституции, император, тэнно, является символом японского народа, японской нации. Фактически это роль, которую он играл очень долго, около полутора тысяч лет.

Тэнно воспринимается как носитель духовности, харизмы и как некий культурный герой, чего в России (во всяком случае, в допетровское время) не было. Именно тэнно является покровителем всяческих искусств, поэзии, письменности и так далее. Поэтому вполне нормально, когда японский император сочиняет стихи и при этом довольно трудно себе представить, что какой-нибудь Иван Грозный или Федор Иоаннович сочиняют что-нибудь подобное. Именно поэтому японский тэнно был ответственен за образование. Это оказывало свое влияние, и потому статус грамотности японцев всегда был достаточно высок.

Япония - единственная страна в мире, сохраняющая и по сей день счет времени по правлениям или по так называемым девизам правления. Все выходящие в государственных учреждениях документы датированы не европейским летоисчислением, не годом рождения Христа, а по году правления того или иного императора. Идея девизов правления пришла из Китая, получила распространение в Японии, но нигде, кроме Японии, не сохранилась. Девиз правления - это, говоря современным языком, слоган. Это некое ритуальное благопожелание или некое программное пожелание, касающееся правления. Туда входят разные приятные иероглифы ("радость", "бесконечность", "сострадание", "человеколюбие" и т.д.) Перевод нынешнего девиза - "становление мира".

Идея преемственности, в частности преемственности времени, в японской культуре чрезвычайно сильна. Это одна из главных идей, на которых японская культура зиждется. Поскольку мы говорим о власти, скажу следующее: хотя японцы очень много переняли у Китая, тем не менее, они не восприняли идею Мандата Неба, а идея эта в китайской политической философии главнейшая. Что это означает? Данная династия занимает трон потому, что ей был дан Мандат Неба. Небо, безличная субстанция, которая может быть сравнена и с христианским представлением, хотя там есть и разница, дает предполагаемому правителю свой Мандат, однако может и отнять его. И не просто может, но, когда приходит время, неизбежно его отнимает. Потому что в идею Мандата Неба вложена идея постепенной растраты и утраты энергетики. Первый представитель новой династии в полной мере такой энергетикой обладает, а потом, с приходом к власти преемников династии, она постепенно истощается. Поделать с этим ничего нельзя. Можно только стараться растрачивать меньше этой энергии, чтобы ее по возможности дольше сохранять. Тем не менее, конец неизбежен. Японцы эту идею не восприняли, поскольку довольно быстро поняли, что это ведет к политической нестабильности, что строго определить, что такое Мандат Неба, кому он дается, а кому не дается, довольно трудно. Поэтому в Китае была всегда масса самозванцев, утверждавших о наличии у них Мандата Неба и вступающих на престол. Когда японцы стали осознавать свою страну как страну особую, они, прежде всего, сравнивали себя с Китаем, говоря, что в Китае всегда была масса династий, а у нас в Японии такой смены никогда не было, потому мы - страна благополучная.

Вопрос из зала: Не могли бы Вы поподробнее рассказать, какова расстановка сил в японском государстве? Каково отношение общества к императору?

Ответ: Есть очень интересный факт. Императору традиционно не приписывались функции движения, поскольку он подобен Полярной звезде, которая всегда остается на месте, а все остальные светила движутся вокруг нее. Потому, когда император Мэйдзи начал объезжать страну, путешествовать, в обществе это произвело колоссальный эффект. Само по себе обстоятельство, что он сел на коня, трактовалось как случай небывалый, настолько сильно было убеждение в его неземном происхождении.

Личность императора никогда не должна быть подвержена никаким критическим оценкам. Чтобы достичь этого, нужно было лишить его всех функций, кроме функции пребывания во дворце. Это и было сделано. Критики могут подвергаться его приближенные, первые, вторые и третьи министры. Их можно судить, миловать, хвалить, критиковать и так далее. Все это сохранилось до сегодняшнего дня.

Некоторое время назад этой темой сильно заинтересовалось наше телевидение. Два раза они ко мне приезжали и интересовались этим вопросом, спрашивали в основном про императора Сёва - предшественника Акихито. В передаче, которая вышла, они рассказали все в точности наоборот. Они прочитали книгу одного американского исследователя об императоре Сёва. Один из основных вопросов этой книги - был он военным преступником или нет? Исследователь делает вывод: Сёва был военным преступником, и безобразие, что его не судили на токийском трибунале. Но если мы хоть чуть-чуть начнем разбираться в этой проблеме, мы поймем, что почти не было японцев, которым бы пришло в голову его судить. Не было почти никакого в этом смысле движения. Не было этого по очень простой причине - японцы к этому не привыкли. Императора судить нельзя. Первого министра можно и судить, и повесить. И император спокойно оставался на своем посту до самой своей смерти, хотя, конечно, по нашим с вами понятиям, он должен был быть посажен в тюрьму. Он начал войну и против Китая, и против Америки и т.д. и т.п.

Вопрос из зала: Все-таки у императора реально есть какая-то власть, он может влиять на политические процессы?

Ответ: Довольно мало. Реально - довольно мало. Не царское это дело. "Я есть - народ спокоен. Меня не будет - будет не пойми что. И всем от этого хорошо. Всем хорошо, что я ничего не делаю". Нам это довольно трудно понять, трудно в это проникнуть.

Вопрос из зала: А как в этой ситуации ведет себя народ сегодня? Он искренне верит или же это для него формальность?

Ответ: Все вопросы общественного мнения показывают, что никаких антимонархических настроений не существует. Существуют резко промонархические настроения (ультраправые), но их очень мало. Культура не ставит такого вопроса: нужен император или не нужен? Он есть и все. Это некая данность, и на этот счет люди особенно не размышляют.

Вопрос из зала: А как в отношении налоговой системы? Ведь получается, что народ фактически содержит императора, платя налоги на его содержание.

Ответ: И в этом отношении вопросов не возникает. Все это в порядке вещей.

Вопрос из зала: Какое образование получает будущий император? Где он получает начальное образование, поступает ли затем в университет?

Ответ: Школьное образование - домашнее. Дальше - в университет.

Вопрос из зала: За границей или в Японии?

Ответ: В Японии.

Вопрос из зала: Доступен ли император для обычных людей?

Ответ: Традиционно императора нельзя было видеть. Долгое время существовал запрет на его лицезрение. Запрет довольно сильный. И исходит он из самой глубокой древности. Сохранились даже предания, в которых говорится: "Такой-то стал королем и с тех пор его никто не видел". Китайцы в VI веке засвидетельствовали высказывания японцев о том, что их правитель днем спит, а ночью бодрствует. Темнота в традиционной культуре является спутником невидимости. Сейчас, конечно, все не так строго. Император довольно много появляется на телеэкране. Но до сих пор голос его можно услышать достаточно редко. Запрет на то, чтобы простые смертные могли слышать его речь, был ликвидирован лишь после войны, когда император Сёва обратился к народу по радио. И тогда люди в первый раз услышали его голос. До этого голоса императора почти никто не слышал.


Лекцию конспектировала

Ольга Ключарева
mailto:onkljuch@mtu-net.ru




Главная страница


Хостинг от uCoz