HAURU NO UGOKU SHIRO

Японское название: Hauru no Ugoku Shiro, Howl's no Ugoku Shiro
Английское название: Howl's Moving Castle
Русское название: Передвижной замок Хоула, Шагающий замок Хоула.
Производство: Япония
Жанр: сказка, приключения, романтика
Тип: полнометражный фильм, 119 мин.
Премьера: 05.09.2004
Режиссер: Миядзаки Хаяо

Средний балл: 10 из 10
Авторская оценка: 5++ (ШЕДЕВР)

«Гибли»: как много в этом звуке для сердца анимешного слилось! Приступая к просмотру картин, созданных этой анимационной студией, всегда надеешься на что-то оригинальное. Ну, а если к созданию мультфильма приложил свою руку гуру японской анимации Хаяо Миядзаки, то тут уж меньше, чем на шедевр рассчитывать не приходится. Однако не стоит судить о произведении только лишь из-за имен и регалий людей, создавших его. Имеет ли право «Бродячий замок Хаула» войти в анналы истории и навсегда занять почетное место среди лучших?

Любая картина несет в себе две нагрузки: визуально-звуковую и смысловую. Начну, пожалуй, с первой. Здесь все просто, потому что обсуждать графику «Гибли» — это все равно, что попытаться рассказать слепому, как выглядит радуга. Может быть, это моё сугубо личное мнение, но я считаю, что никто не рисует аниме лучше этой студии. Взглянуть хотя бы на такие их картины, как «Принцесса Мононоке», «Ведьмина служба доставки», «Унесённые призраками» — их нельзя перепутать ни с какими иными. Вся соль заключается в детализации сцен, планов и в особенности героев картины. Довольно часто произведения аниме критикуются за бедность мимики персонажей — мол, все они на одно лицо, а эмоции выражаются только лишь посредством стандартных штампов (ох, как мне это хорошо известно, сам когда-то пытался рисовать).

Действительно, опровергнуть данное утверждение практически невозможно, тут нужно любить этот стиль, а иначе увольте. Другое дело фильмы производства студии «Гибли». Герои её картин обладают богатой мимикой и эмоциональностью, и получается это настолько просто и естественно, что абсолютно отпадает надобность в каких бы то ни было чиби-вставках, лупбеках для усиления эффекта и тому подобного. Персонажи не просто нарисованы, они — живые. Ну, теперь думаю даже у тех, кто ни разу не сталкивался с творчеством «Гибли», появилось хоть какое-то представление о том, что они могут увидеть, а предстоит увидеть мир, похожий на Европу конца девятнадцатого века. Только вообразите себе узкие европейские улочки, широкие площадя, феерию цветов и одеяний дам, статные военные, до боли напоминающие гусаров. Вдобавок ко всему этому зелёные ландшафты лугов и лазурные воды озёр, скалистые горы и дождливые пейзажи, сменяемые лучами робкого солнца и яркой радугой. Всё? Нет, конечно же, не будь это творение Миядзаки! Этот, казалось бы, на первый взгляд столь привычный, пусть и старомодный, мир оказывается не так уж прост, его наполняют причудливые машины и существа, летательные аппараты, парящие только по им одним известным законам физики. А еще мне очень нравится, как автор изображает зло в своих фильмах. Оно всегда представлено в виде какой-то аморфной тёмной массы, которая обволакивает, затягивает и подминает под себя всё вокруг. В фильмах «Гибли» и Миядзаки у зла нет лица, и я полностью согласен с автором, в реальной жизни происходит именно так, и дать обличие злу означало бы всё сильно упростить.

Хм, как-то незаметно я перешёл от графики к содержанию... ну что ж, продолжу в том же духе. Вообще-то у Миядзаки всегда получались содержательные и глубокие фильмы, недаром картина «Унесённые призраками» была удостоена премии "Оскар". Тем не менее, фильмы не могут быть абсолютно одинаковыми не только по смыслу, но и по целевой аудитории — если те же «Унесённые призраками» и «Ведьмина служба доставки» рассчитаны больше на молодую аудиторию и в какой-то мере являются поучительными историями на тему «Что такое хорошо? И что такое плохо?», то «Бродячий замок Хаула» больше похож на взрослое кино. Нет, в нём вас не будут досаждать излишней философией или чем бы там ни было. Данное произведение — это фильм из жизни о жизни, пускай и слегка сказочной. Картина повествует о силе любви и изменчивости зла, о крепкой дружбе и бескорыстии. Как это часто бывает, перед искренним чувством не способны устоять никакие злые чары, и превращённая в старуху девушка возвращает свою молодость без помощи колдовства, потому как взаимная любовь сильнее любой магии. Очень красиво автору удалось показать внутренний мир человека. Главная героиня омолаживается, когда ей становилось радостно и хорошо, и состариваится, когда её одолевают грусть и тоска. Точно так происходит с любым человеком, добрые вести нас омолаживают, а плохие старят. Пускай это происходит где-то внутри, но, как известно, то, что накапливается внутри в душе, однажды всё равно выйдет наружу.

Картина заканчивается хорошо, даже как-то наигранно хорошо, но это не неумелость автора, а своеобразный прием, которым он попытался отстранить события фильма от реальности. Все становится на свои места, когда Миядзаки вкладывает в уста королевы, наблюдающей за героями в финале картины, заключительную фразу: «Что ты хочешь сказать? Счастливый конец? Ну ладно, пусть будет Счастливый конец». Итог получается такой. Автор в очередной раз доказал своё умение создать прекрасные мультипликационные произведения, а студия «Гибли», как всегда, не подкачала с графикой. Остаётся надеяться, что вам фильм понравится в такой же мере, как и мне, и что картина займет достойное место на Олимпе мультипликации. От себя хочу порекомендовать просмотр данного творения на большом экране или установке домашнего кинотеатра.

Краткое содержание:
Действие фильма происходит в сказочном мире, напоминающем Европу 19-го века, где магия идёт рука об руку с техническим прогрессом. Скромная жизнь рано осиротевшей шляпницы Софи полностью изменилась, когда в окрестностях её города появился шагающий замок таинственного волшебника Хаула, известного своими "похищениями" девичьих сердец. Спасённая этим голубоглазым красавцем от приставаний двух солдафонов, она полюбила его с первого взгляда, однако волнующая прогулка с ним стоила юной шляпнице её красоты и молодости, отнятых чарами ревнивой Ведьмы из Пустоши. Шокирующее превращение из восемнадцатилетней девушки в дряхлую старуху заставило Софи покинуть родной дом и отправиться на поиски заколдовавшей её Ведьмы, чтобы та вернула ей нормальный вид. Попав по дороге внутрь шагающего замка Хаула, девушка-старушка осталась жить с хозяином и другими обитателями этого гигантского сооружения на курьих ножках, обретя в них семью, а взамен подарив им тепло и мудрость своего любящего сердца...
Справка:
1) Первый показ состоялся 30 июля 2004 года.
2) Первоначально фильм должен был снимать Хосода Мамору, однако вместо него делать это пришлось Миядзаки.
3) Фильм основан на одноименном литературном произведении Дианы Вайн Джонс (Diana Wynne Jones).
4) До этого произведения Вайн Джонс экранизировали лишь раз — «Скупой стрелок» (Archer's Goon) в 1992 году.
5) В Венеции фильм получил премию «Озелла» за лучшие технические достижения. Премия введена в 2004 году.
6) Первая информация о фильме появилась в феврале 2003 года.
7) Это произведение Миядзаки называет первым анимационным фильмом для пожилых людей. К чему бы это?

Автор рецензии на "Бродячий замок Хоула" - Алексей Фадеев, взята оная с его сайта "World Art" (www.world-art.ru).

Редактором всех представленных статей является гражданин Stormax. Комментарии оного товарища написаны курсивом везде, где только можно. Задушевные и любовные послания принимаются к рассмотрению на его (то есть моё) мыло.



Главная страница


Хостинг от uCoz